=9=
все же прежде всего выяснить самый процесс музыкального становления, изложить не результаты в завершенном виде, а ход наблюдений над ним» (97).
  Однако, ставя так вопрос и акцентируя в первую очередь временной характер музыкальной формы — ее процессуальную сторону, Асафьев не снимает и понимания музыкальной формы как итога, как следствия процесса. Так рождается его центральный тезис: «Форма как процесс и форма как окристаллизовавшаяся схема (вернее: конструкция) — две стороны одного и того же явления. ..» (23) — тезис, лежащий в настоящее время в основе всей советской музыкальной науки и применяемый в практике музыкального анализа.
  Основополагающим для теории Асафьева является и положение, что «мерой вещей в музыке» является слух. Вне слухового восприятия не может быть никакого анализа музыкальных явлений. «В музыке ничего не существует вне слухового опыта, — пишет Асафьев. — Поэтому ни одно определение не может возникать из «немых», из абстрактных, вне материала музыки лежащих предпосылок, а только из конкретного восприятия того, что звучит» (198). При этом как ведущее в становлении и восприятии музыки характеризуется начало мелодическое: «В мелодической ткани, — утверждает Асафьев, — исток всех остальных видов формования» (90).
  Первая книга о форме, соответственно общим теоретическим посылкам, разделена Асафьевым на три отдела. Они обрамлены «Введением», знакомящим читателя с основной проблематикой книги, и двумя «Добавлениями». Первое из них почти тезисно подводит итоги исследования. Второе является, по сути, «ключом» для прочтения
<<<назад<<< * переход на стр. 1-492 * оглавление* выход * >>>далее>>> * * *